Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.01.2023 № 2-П установлено отграничение находки от кражи. Под находкой нужно понимать вещь, которую собственник или другой владелец потерял, а другое лицо нашло. Действия лица, нашедшего вещь, направленные на возврат потерявшему ее лицу исключает уголовную ответственность за ее хищение и служит законодательно конкретизированным критерием для разграничения правомерного и противоправного деяния. Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта.
В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.
Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227 ГК РФ) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.
В случае если лицо, обнаружившее найденную вещь, наряду с невыполнением действий, совершает сокрытие найденной вещи либо сокрытие признаков, позволяющих индивидуализировать вещь, в том числе подтвердить ее принадлежность законному владельцу (например, вытаскивает сим-карту из телефона, снимает чехол), то такое поведение может свидетельствовать о возникшем умысле на хищение.
Необходима оценка не только факта завладения найденным имуществом, но и его обращения в свою пользу. Такое деяние, направленное на неосновательное обогащение, является кражей. Кража – тайное хищение чужого имущества. Охватывается посягательство на любую форму собственности.
Таким образом, статья 158 УК РФ и статья 227 ГК РФ позволяют отграничить правомерное поведение от уголовно противоправного.